Герб

Тверской области

САЙТ

УЧИТЕЛЯ ГЕОГРАФИИ

МОУ ХОЛМИНСКОЙ ООШ

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

ЦУПРОВОЙ ЛИЛИИ ВАЛЕРИАНОВНЫ

Герб

Оленинского района

 

Главная

Календарь олимпиады

Приветствие

Кто мы?

Дневник олимпиады

Форум

Семинар для учителей

Обучающий тур

Практический тур

Конкурсный тур

Перекрёстная проверка

Подведение итогов

 

 

 

ФОРУМ

Тема опыта работы: «Формирование практических умений на уроках географии».

Основные направления: («обучающие – тренировочные – итоговые – творческие»)

1.Дополнила варианты календарно – тематического планирования отдельными графами в курсе географии 6-9 классов в соответствии с результатами обучения. 2.При планировании учитываю фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу.

3.Обратить внимание на форму фиксации результатов (использовать оригинальные формы), их вариативность по источникам используемой географической информации, с целью активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

 

Цель работы: Формировать у школьников практические умения  и реализовывать на практике компетентностный подход, т. е. применять географические знания в повседневной жизни.

 

Задачи:

 1. Определить место практических работ в структуре и содержании школьного курса в  основной школе;

 2. Применять новые подходы к подготовке, проведению, оформлению и фиксации результатов практической работы;

3. Реализовать проектную деятельность в структуре индивидуальной образовательной траектории учащихся;

4.  Развивать способности понять, принять и оценить разнообразие  современных взглядов, воспринимать альтернативные точки зрения других людей;

5. Проводить промежуточный и итоговый  мониторинг практической направленности учащихся;

Примеры практических работ курса географии  6 класса

на примере темы «Атмосфера».

(«обучающие – тренировочные – итоговые – творческие»)

1 Обучающие практические работы

Цель: Формировать умения работать с разными источниками знаний, получать информацию, систематизировать её, делать выводы и обобщения.

Форма выполнения: устная

Вид: обучающая практическая работа

Возможности ИКТ позволяют ученику увидеть процесс своими глазами. Используя анимацию, я воздействую на зрительную память учащихся, что приводит к усвоению материала при обучающих практических работах на более глубоком и осознанном уровне. При этом я стараюсь сочетать новые интерактивные средства и традиционные, не увлекаюсь каким-то одним. Интерактивные средства позволяют мне управлять потоком информации.  Такие уроки развивают интерес к науке, активизацию их деятельности. Возможности мультимедиа-курса: в каждой теме курса можно познакомиться в наглядной и образной форме с основными элементами ее содержания с помощью иллюстраций, анимации, видеофрагментов и гипертекста; имеется возможность подключить дикторский текст. Это позволяет использовать мультимедиа-курс на уроках проведения практических работ в демонстрационном режиме. Контекстное меню позволяет перейти к выполнению практических работ (опция меню "Практика"). Наглядное представление учебного материала и игровые элементы курса повышают мотивацию обучения. Практическая деятельность учащихся активизирует их познавательные возможности. В классе  применяю электронную версию для обучающих практических работ. Дома ученик может использовать электронную версию учебника для усовершенствования своих практических умений и провести самоконтроль знаний по теме.

 

2. Тренировочная практическая работа

Тема: «Годовой ход температуры воздуха»

Цель: сформировать умения вычислять среднюю месячную, годовую температуры воздуха, годовую амплитуду температуры и выявлять причины изменения температуры воздуха в течение года.

Вид: тренировочная практическая работа

Домашнее задание (тренировочная практическая работа). Используя данные графика учебника:

Определите среднегодовую температуру воздуха, самый холодный и самый теплый месяц года, рассчитайте амплитуду температур.

Сравните полученные данные с данными температуры в вашей местности, сделайте вывод.

Продолжайте вести наблюдения температуры воздуха каждый день, записывать данные в календарь погоды. Подготовьте рассказ об изменении температуры воздуха в своей местности.

Подумайте, для чего необходимо знать данные температуры воздуха? Людям каких профессий необходимы эти сведения?

 

 

3.Итоговая практическая работа

Цель работы:

 1. Научить составлять график хода температуры, диаграммы облачности,  осадков, розу ветров и читать его.

 

Форма выполнения: письменная (в тетради, на календаре погоды), или в программе Excel.

Вид: итоговая практическая работа

 

Необходимые пособия и оборудование:

- «Календарь погоды» на сентябрь-февраль месяц 2007 г- 2008г Д. Холмины

 

- Данные годовой суммы выпадения осадков в 2006 году по Тверской области (агрометеобюллетень)

- Тетрадь, ручка, линейка, карандаши.

 

Ход урока:

 

Вступление учителя.

Сегодня мы с вами научимся составлять график хода температуры, построим диаграммы облачности и осадков, выполним график, который называется розой ветров,  научимся читать эти графики и диаграммы. В течение нескольких месяцев вы вели свои «Календари погоды»,  где отмечали ежедневно данные наблюдений: температуры, облачности, осадков, давления, направления ветра, тип погоды. Они нам понадобятся для выполнения заданий.

У вас имеются задания, инструкции по выполнению этих заданий, эталоны выполнения заданий. Каждое задание оценивается в баллах.

Задание первое: построить график хода температуры за свой месяц  2007-2008г г.

. Познакомимся вначале с инструкцией составления графика. Далее откройте свои тетради, «Календари  погоды», возьмите в руки карандаш и по своим данным  постройте график хода температуры за свой месяц. Используйте эталон:

 1.Используется готовая система координат: по вертикали – температура, по горизонтали – дни месяца. Масштаб произвольный.

2.Каждый использует календарь погоды, который вёлся учеником (месяц выбирает учитель).

3.Вычерчивается график.  Построение

4.Сопоставление графиков за такой же месяц, но прошлых лет.

 

 Теперь учимся читать график хода температур. Отвечаем письменно в тетради на вопросы  (индивидуально).

 1. Какие дни самые теплые в вашем месяце?  

2. Какие дни самые холодные?

 3. Определите амплитуду колебания температуры воздуха в течение анализируемого месяца.                 

*4.Почему происходит такое изменение  температуры в течение месяца?

Задание второе:

Следующий этап нашей работы: построение диаграммы облачности за ноябрь месяц 2007-2008 года д. Холмины. Вначале познакомимся с инструкцией составления данной диаграммы. Далее возьмите свои тетради, «Дневники погоды», карандаши и по своим данным наблюдений постройте диаграммы облачности за свой месяц. Пользуйтесь эталоном.

Теперь учимся читать  диаграмму облачности. Отвечаем в тетради на вопросы:

  1. Сколько ясных дней было в ноябре- феврале?

  2. Сколько пасмурных дней было в ноябре- феврале?

  3. Подсчитайте количество дней с переменной облачностью.

*4. Каких дней наблюдалось больше всего в ноябре- феврале месяце?

Задание третье:

Следующее занятие посвящено составлению диаграммы годовой суммы выпадения осадков в Оленинском районе. Для выполнения задания нам понадобятся данные годовой суммы выпадения осадков в 2007 году в Оленинском районе (мм). Они у нас есть. Познакомьтесь с этими данными; перенесите таблицу  к себе в тетрадь.

Далее мы будем строить диаграмму по имеющимся данным. Вначале познакомимся с инструкцией по составлению диаграммы. Постройте диаграмму в календаре. Пользуйтесь эталоном. Чертим систему координат с точкой отсчёта в левом нижнем углу.

1.      По вертикальной оси – количество осадков в миллиметрах; масштаб – произвольный;

2.      По горизонтали – месяца, начиная с января, масштаб  в 1 см- 1 месяц

3.      Откладываем в отрезке январь вверх такое расстояние, которое соответствует количеству осадков за данный месяц.

4.      Чертим столбик шириной в 1 сантиметр, высотой – соответственное количество осадков, вверху столбик замыкаем отрезком шириной в 1 см.

Теперь учимся читать данную диаграмму и отвечаем на вопросы письменно в тетради:

  1. Определить количество осадков по месяцам, где наибольшее, где  наименьшее?

  2. Определить количество осадков за год?

*3. Как вы считаете, почему в июне месяце выпало осадков больше, чем в  марте?

Задание четвёртое:

Составление графика розы ветров за ноябрь-февраль месяц 2007-2008гг. по данным «Календаря погоды» Для выполнения задания нам понадобятся данные «Календаря погоды» за ноябрь-февраль месяц 2007-2008г. г. Они у нас есть. Далее знакомимся с инструкцией по составлению розы ветров.

Стройте розу ветров по вашим данным: пользуйтесь эталоном.

 

Алгоритм построения «Розы ветров»

1.Вычертить основные и промежуточные стороны горизонта.

2. Принять условно, что одному равному отрезку на графике соответствует определённое количество дней.

3. Подсчитать, сколько дней в течение месяца ветер дует в данных направлениях.

4. На линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку.

5. Точки, отмеченные на линиях, последовательно соединяют: север – северо-восток – восток и т.д. При отсутствии какого– либо ветра линия в данном месте прерывается. В центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра (штиль)

6. Если ветра с определённым направлением не было в течение месяца, то отметка не ставится.

Стройте розу ветров по вашим данным: пользуйтесь эталоном.

Учимся читать розу ветров. Отвечаем на следующие вопросы письменно в тетради:

1. Определить какой ветер дул наибольшее количество дней.

2. Определить какой ветер дул наименьшее количество дней.

3. Определить какой ветер не дул вовсе

*4.Определить связь между температурой воздуха и направлением ветра.

Критерии оценки знаний за выполненную работу.

 

4. Творческая практическая работа

ТЕМА ПРОЕКТА «Предсказание погоды по местным признакам на ближайшее время».

ЦЕЛЬ: Предсказать погоду по местным признакам на короткий срок используя данные дневника наблюдения, местные признаки предсказания погоды; представить полученные данные в виде проекта.

ЗАДАЧИ: - учиться оценивать и прогнозировать погодные условия своей местности;

- вести дневник наблюдения;

- применять полученные знания для хозяйственной деятельности местных жителей;

- представить полученные данные в виде проекта;

 

 

 

 В своей практике использую метод проектов, который также помогает мне реализовать формирование практических умений. В основе метода лежит развитие критического мышления, познавательных и исследовательских навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

Пример творческой практической работы в форме проекта - работа может быть индивидуальной или групповой.

ПРОБЛЕМА:

 

 таблица «Планирование проблемного подхода к обучению» на уроках географии:

Тема

Проблемные

вопросы

Место проблемного вопроса в

учебном процессе

Характер познавательной деятельности учащихся при решении вопросов

1

2

3

4

Атмосфера

Прогнозированием погоды может заниматься не только метеоролог, но и любой наблюдательный человек. По местным признакам можно предвидеть погоду на ближайшее время.

Попробуйте предсказать погоду в своей местности.

Перед выполнением

проекта

Целенаправленное восприятие нового материала, самостоятельный поиск ответа, проверка умений применять новые знания к решению новых задач, анализ с точки зрения поставленного вопроса и выводы при защите проекта

 

 

 Необходимые материалы и источники знаний: дневник наблюдений, карандаши, календарь народных примет;

 

Последовательность выполнения работы:

 

1.Изучить местные признаки ненастной погоды;

2.Изучить местные признаки ясной погоды;

3. «Живые барометры»- изменение поведения живых организмов при изменении погоды.

4. Проводить наблюдения, вести записи в дневнике наблюдений;

5. Сравнивать полученные данные;

6.Атмосферные явления своего края. Их роль  в жизненном укладе человека.

Влияние погоды на жизнь человека:

 

погода

деятельность

 

 

 

  Природные условия и человек.

К неблагоприятным явлениям, свойственным району, относятся (убрать лишнее):

- град

- засуха

- поздние заморозки

- ливни

- бесснежные зимы

- смерчи

- наводнения

- сильные морозы

Как они влияют на людей и животных? Как часто они наблюдаются? Какие из вычеркнутых вами могут произойти? Какие бы вы отнесли к самым благоприятным? Может ли быть создан курорт? Если да, то почему и для кого

7.Защита проекта (использовать критерии защиты проекта)

Результаты работы (это могут быть и рисунки, дневник наблюдений) ученик  (группа) вывешивает на доске и демонстрирует классу. Учащиеся обосновывают сделанные в ходе работы выводы. Учитель, обобщая ответы учащихся. Формулирует общий вывод.

 

 

Литература:

 

 

1. Андриянов А. П. Урок-практикум как основа развития интеллектуальной культуры школьника // География и экология в школе 21 века. – 2005. – №8. – С. 57–68.

 

2. Беловолова Е. А. Усиление практической направленности школьной географии в соответствии с современными требованиями к результатам обучения // География в школе. – 2005. – №5.

3. Рюмкина В. А., Дубровина Е. А. Интегрированный урок-практикум // География в школе. – 2005. – №7. – С. 73–77.

 

Id 082 «Альтаир» Цупрова Лилия Валериановна.

 

Цветок в лиловом одеянии

Открыт,  красив и строг.

В таком прекрасном состоянии

Он стал эмблемой ДООГ

 

 

Hosted by uCoz